Изменение структурно-фазовых состояний и свойств длинномерных рельсов при экстремально длительной эксплуатации
В. Е. Громов$^1$, Ю. Ф. Иванов$^2$, В. Е. Кормышев$^1$, А. А. Юрьев$^3$, А. П. Семин$^1$, Ю. А. Рубанникова$^1$
$^1$Сибирский государственный индустриальный университет, ул. Кирова, 42, 654007 Новокузнецк, РФ
$^2$Институт сильноточной электроники СО РАН, просп. Академический, 2/3, 634055 Томск, РФ
$^3$АО «Евраз-Западно-Сибирский металлургический комбинат», Космическое шоссе, 19, 654043 Новокузнецк, РФ
Получена 03.06.2020; окончательный вариант — 01.10.2020 Скачать PDF
Аннотация
Методами современного физического материаловедения выявлены закономерности и механизмы формирования структурно-фазовых состояний и свойств на различной глубине в головке рельсов по центральной оси и выкружке после дифференцированной закалки 100-метровых рельсов и экстремально длительной эксплуатации (пропущенный тоннаж — 1411 млн. тонн брутто). Показано, что дифференцированная закалка сопровождается формированием морфологически многоплановой структуры, представленной зёрнами пластинчатого перлита, феррито-карбидной смеси и структурно-свободного феррита. Структуру стали характеризовали параметром кристаллической решётки α-Fe, уровнем микронапряжений, размером областей когерентного рассеяния, величиной межпластинчатого расстояния, скалярной и избыточной плотности дислокаций. Показано, что экстремально длительная эксплуатация рельсов сопровождается множественным преобразованием структуры металла головки рельсов: во-первых, разрушением структуры пластинчатого перлита и формированием в объёме перлитных колоний субзёренной структуры субмикронных (100–150 нм) размеров; во-вторых, выделением по границам и в объёме субзёрен частиц карбидной фазы нанометрового диапазона; в-третьих, ростом микроискажений кристаллической решётки стали; в-четвёртых, деформационным наклёпом металла, приводящим к увеличению (в 1,5 раза относительно исходного состояния) скалярной и избыточной плотностей дислокаций. Длительная эксплуатация рельсов сопровождается формированием градиента структурных составляющих, заключающегося в закономерном изменении относительного содержания пластинчатого перлита, разрушенного перлита и структуры феррито-карбидной смеси по сечению головки рельсов. По мере приближения к поверхности выкружки рельсов относительное содержание объёма металла со структурой пластинчатого перлита снижается, а со структурой разрушенного перлита и феррито-карбидной смеси увеличивается. Установлено, что характерной особенностью структуры феррито-карбидной смеси является наноразмерный диапазон формирующих её зёрен, субзёрен и частиц карбидной фазы — размер зёрен и субзёрен, формирующих данный тип структуры, изменяется в пределах 40–70 нм; размер частиц карбидной фазы, расположенных по границам зёрен и субзёрен, изменяется в пределах 8–20 нм. Выявлен многофакторный характер упрочнения стали, что обусловлено: во-первых, субструктурным упрочнением, вызванным формированием субграниц фрагментов, границы которых стабилизированы частицами карбидной фазы; во-вторых, упрочнением частицами карбидной фазы, расположенными в объёме фрагментов и на элементах дислокационной субструктуры (дисперсионное упрочнение); в-третьих, упрочнением, обусловленным осаждением на дислокациях атомов углерода (формированием атмосфер Коттрелла); в-четвёртых, упрочнением, вносимым внутренними полями напряжений, вызванными несовместностью деформации кристаллических решёток структурных составляющих α-фазы и частиц карбидной фазы.
Ключевые слова: рельсы, микро-нанокристаллическая структура, пластинчатый перлит, длительная эксплуатация, механизмы упрочнения.
Citation: V. E. Gromov, Yu. F. Ivanov, V. E. Kormyshev, A. A. Yuriev, A. P. Semin, and Yu. A. Rubannikova, Change in Structural-Phase States and Properties of Lengthy Rails during Extremely Long-Term Operation, Progress in Physics of Metals, 21, No. 4: 527–553 (2020); doi: 10.15407/ufm.21.04.527