Деградация структуры и свойств металла рельсов при длительной эксплуатации
В. Е. Громов$^{1}$, Ю. Ф. Иванов$^{2,3}$, О. А. Перегудов$^{1}$, К. В. Морозов$^{4}$, А. П. Семин$^{1}$
$^1$Сибирский государственный индустриальный университет, ул. Кирова, 42, 654007 Новокузнецк, РФ
$^2$Национальный исследовательский Томский политехнический университет, просп. Академический, 2/3, 634055 Томск, РФ
$^3$Институт сильноточной электроники СО РАН, просп. Академический, 2/3, 634055 Томск, РФ
$^4$ОАО «ЕВРАЗ — Объединённый Западно-Сибирский металлургический комбинат», шоссе Космическое, 16, 654043 Новокузнецк, РФ
Получена: 16.03.2016. Скачать: PDF
Методами оптической, сканирующей, просвечивающей электронной дифракционной микроскопии и измерения микротвёрдости и трибологических параметров установлены закономерности изменения структурно-фазовых состояний и дефектной субструктуры поверхностных слоев рельсов до 10 мм по центральной оси и выкружке после длительной эксплуатации (пропущенный тоннаж 500 и 1000 миллионов тонн брутто). Показано, что скорость износа по центральной оси увеличивается в 3 и 3,4 раза при пропущенном тоннаже 500 и 1000 миллионов тонн, соответственно, а коэффициент трения снижается в 1,4 и 1,1 раза. По характеру излома и уровню дефектности выделены и проанализированы 3 слоя: поверхностный, переходный и основной объём металла. После 500 миллионов тонн пропущенного тоннажа пластины цементита полностью разрушаются и формируются частицы цементита округлой формы размерами 10–50 нм. После 1000 миллионов тонн отмечено протекание начальной стадии динамической рекристаллизации. Обсуждены возможные причины наблюдаемых закономерностей. Отмечено, что при эксплуатации рельсов возможно протекание двух конкурирующих процессов. (1) Процесс разрезания частиц цементита с последующим выносом их в объём ферритных зёрен или пластин (в структуре перлита). (2) Процесс разрезания, последующего растворения частиц цементита, перехода атомов C на дислокации (атмосферы Коттрелла), перенос атомов C дислокациями в объём зёрен (или пластин) феррита с последующим формированием наноразмерных частиц цементита. Деформационное преобразование стали приводит к увеличению скалярной и избыточной плотности дислокаций, величины кривизны-кручения кристаллической решётки и амплитуды внутренних полей напряжений. Выявлены элементы структуры, способные являться концентраторами напряжений. Выполнен количественный анализ механизмов упрочнения рельсов на различном расстоянии от поверхности катания по центральной оси и по выкружке после длительной эксплуатации. Показано, что упрочнение носит многофакторный характер и обусловлено субструктурным упрочнением, вызванным формированием наноразмерных фрагментов; дисперсионным упрочнением частицами карбидной фазы; упрочнением, обусловленным формированием на дислокациях атмосфер Коттрелла и Сузуки; внутренними полями напряжений, формирующимися внутри- и межфазными границами.
Ключевые слова: структура, поверхность, рельсы, эксплуатация, фазовый состав, дефектная субструктура.
PACS: 61.72.Lk, 62.20.Qp, 81.40.Ef, 81.40.Np, 81.40.Pq, 81.65.Lp, 81.70.Bt
Citation: V. E. Gromov, Yu. F. Ivanov, O. A. Peregudov, K. V. Morozov, and A. P. Semin, Degradation of Structure and Properties of Metal of Rails at the Long-Term Operation, Usp. Fiz. Met., 17, No. 3: 253—296 (2016) (in Russian), doi: 10.15407/ufm.17.03.253