Формирование структуры, фазового состава и дефектной субструктуры в объёмно- и дифференцированнозакалённых рельсах
В. Е. Громов$^{1}$, К. В. Волков$^{2}$, Ю. Ф. Иванов$^{3,4}$, К. В. Морозов$^{1}$, К. В. Алсараева$^{1}$, С. В. Коновалов$^{1}$
$^1$Сибирский государственный индустриальный университет, ул. Кирова, 42, 654007 Новокузнецк, РФ
$^2$ОАО «ЕВРАЗ — Объединённый Западно-Сибирский металлургический комбинат», шоссе Космическое, 16, 654043 Новокузнецк, РФ
$^3$Институт сильноточной электроники СО РАН, просп. Академический, 2/3, 634055 Томск, РФ
$^4$Национальный исследовательский Томский политехнический университет, просп. Академический, 2/3, 634055 Томск, РФ
Получена: 18.11.2013. Скачать: PDF
Методами просвечивающей электронной дифракционной микроскопии выполнен послойный анализ рельсов категорий: низкотемпературной надёжности, повышенной износостойкости и контактно-усталостной прочности, высшей категории качества после объёмной закалки и отпуска и дифференцированнозакалённых по различным режимам. Установлены количественные параметры дислокационной субструктуры, внутренних полей напряжений и структурно-фазовых состояний, образовавшихся по диффузионному и сдвиговому механизмам $\gamma-\alpha$-превращения. Выполнены оценки механизмов упрочнения рельсов, качественно согласующиеся с результатами измерения твёрдости. Установлено, что плотность концентраторов напряжений достигает максимального значения у поверхности катания. Для объёмнозакалённых рельсов она выше, чем для дифференцированнозакалённых. Наиболее опасными концентраторами напряжений, которые преимущественно формируются в рельсах, подвергнутых объёмной закалке, являются границы раздела «глобулярные частицы цементита–матрица».
Ключевые слова: рельсы, закалка, фазовый состав, дислокационная субструктура, внутренние поля напряжений.
PACS: 61.72.Ff, 61.72.Hh, 61.72.Lk, 62.20.Qp, 81.40.Ef, 81.40.Np, 81.40.Pq
Citation: V. E. Gromov, K. V. Volkov, Yu. F. Ivanov, K. V. Morozov, K. V. Alsarayeva, and S. V. Konovalov, Formation of Structure, Phase Composition and Faulty Substructure in the Bulk- and Differentially-Hard-Tempered Rails, Usp. Fiz. Met., 15, No. 1: 1—33 (2014) (in Russian), doi: 10.15407/ufm.15.01.001